Hosted by uCoz
КартаО ТьмеМагияПраздникиБиблиотекаГалереиГостеваяСсылкиНовости

Эпос Ирана

Шахнаме.

О сотворении мира

Сначала надобно узнать тебе подробно
Происхождение первичное стихий.
Из ничего Господь все вещи создал в мире,
Чтоб обнаружить тем могущество свое.
Материю стихий Он произвел сначала,
Вне времени ее и без труда создав:
Одна из них — огонь, что вверх стремится яркий,
В средине воздух есть, вода, внизу земля.
Сначала, как огонь дохнул в своем стремленьи,
Он сухость произвел своею теплотой,
Был холод порожден его успокоеньем,
А холод влажности причиной послужил.
Так появилися четыре элемента,
И этот мир земной составили они.
Затем один с другим они соединялись,
И части разные отдельно поднялись.
Образовался свод, вращающийся быстро,
Что новые всегда являет чудеса;
Семь над двенадцатью господство получили
И заняли свои особые места;
В них обнаружились даяние и щедрость
И стали знающих достойно одарять.
Включилися потом одна в другую сферы
И начали свой ход, когда сомкнулось все.
С своими водами, горами и долами,
Подобной светочу казалася земля.
Поднялись горы там, и воды забурлили,
И все растущее тянуться стало вверх.
Земля не заняла возвышенного места,
А темный, тусклый центр составила она.
И чудеса свои раскрыли звезды в выси,
И начали свой свет на землю изливать.
Огонь поднялся вверх, а воды вниз стремились,
И солнце начало вращаться вкруг земли.
Явилася трава, и всякие деревья
Верхушки радостно приподнимали в высь.
Они растут — у них одна способность эта —
Не движутся как те, что ходят там и сям.
И как явились те, что двигаться способны,
То стали попирать растения стопой.
Еды, покоя, сна себе все эти ищут,
И всем им врождено желанье жизнь продлить.
Но их язык без слов и ум их не пытливый,
Питаются травой и листвою они;
Последствий дел своих, к добру иль злу, не знают,
И поклоненья Бог не требует от них.
И так как всемогущ, правдив Он и всеведущ,
Из свойств прекрасных Им не скрыто ни одно.
Каков же под конец исход всех дел на свете,
Не ведает никто ни в явь, ни про себя.

О сотворении человека

Затем и человек на свете появился
И всю творений цепь собою заключил.
Он прямо держится, как кипарис высокий,
И речь прекрасную и деятельный ум
Имеет, одарен понятием и чувством,
И все животные ему подчинены.
Усилием ума немного поразмысли,
Какой имеет смысл названье “человек”.
Пылинкой, может быть, считаешь человека
И признаков иных не замечаешь в нем?
Нет, части двух миров в составе ты имеешь
И помещен меж них связующим звеном.
В созданьи первый ты, хотя последний счетом;
Так суетным делам себя не посвящай.
Я кроме этого слыхал от мудрых нечто,
Но тайну Божества как можем мы постичь?
Внимательно смотри, конец в виду имея,
И к делу приступай, хорошее избрав.
В работе закалить свое ты должен тело,
Затем, что надобно уметь труды сносить.
Всегда от зла себе найти спасенье хочешь
В силки несчастия не впутать головы,
В мирах обоих быть от мук освобожденным
И добродетельным явиться пред Творцом,
Смотри всегда на свод, вращающийся быстро,
Затем, что от него болезнь и врачевство.
Его не истребит времен круговращенье,
Ни горе, ни болезнь его не поразят.
В движении своем не ищет он покоя
И не подвержен он нетлению, как мы.
И помни, от него богатство и обилье,
Как благо, так и зло, открыты перед ним.

О сотворении солнца

Лазурный небосвод — то яхонт, не вода
И не из ветра он иль пыли, или дыма.
Весь разукрашен он, как в Новолетье сад,
Такими яркими, обильными огнями.
Сам ходит бриллиант, пленяющий сердца,
Который свет дневной на мир ниспосылает.
Он утро каждое, как золоченый щит,
Блестящее лицо с востока поднимает,
одежду светлую всю землю облачив,
И этот темный мир собою освещает.
Когда же к западу с востока отойдет,
То сумрачная ночь появится с востока.
Никто из них двоих вперед не забежит,
И нет движения согласнее чем это.
О, ты, сияющий подобно солнцу нам!
Что сделалось с тобой, что на меня не светишь?

О сотворении луны

Светильник есть один, для тьмы ночной назначен
(Насколько в силах ты, не отклоняйся к злу!);
Два дня, две ночи он лица не кажет миру,
Как будто прервалось вращение его.
Является потом худым и пожелтевшим,
Как тело у того, кто страждет от любви.
Едва успел его вдали увидеть зритель,
Как в скорости уж он скрывается из глаз.
Но на другую ночь бывает виден дольше
И больше в этот раз нам света он дает.
Чрез две недели он уж полным, цельным станет,
А после вновь таким, каким сначала был,
И ночь от ночи все становится худее
И к солнцу светлому все ближе он идет.
Такую даровал ему Господь природу,
И будет так же все, доколе будет он
.

 

назадвверхлистикк оглавлению