Мифология
зороастрийцев
Из “Зендагах” о сотворении основы
Ормазд всегда был высочайшим по всеведению,
добродетели и светлости. Область света — место
Ормазда, которое он называет “бесконечным
светом”, а всеведение и добродетель —
постоянные свойства Ормазда. Авеста — это
объяснение обоих: одного того, который постоянен
и безграничен во времени,— Ормазд, ибо место,
вера и время Ормазда были, есть и всегда будут,
— и Ахримана, который во тьме, невежестве,
страсти разрушения и бездне был, есть, но не
будет. А место разрушения и тьмы — это то, что
называют “бесконечная тьма”. Между ними была
пустота, то есть то, что называют “воздух” в
котором теперь смешались друг с другом два
духовных начала, ограниченное и безграничное, то
есть верхнее, то, что называют “бесконечный
свет”, и бездна — “бесконечная тьма”. То, что
между ними, — пустота, и одно не связано с
другим, и оба духовных начала ограничены в
себе. Что касается всеведения Ормазда, то он
знает об обоих видах своих творений, —
ограниченных и безграничных, — так как он знает
договор двух духовных начал. Далее власть
творений Ормазда будет достигнута при конечном
воплощении и станет безграничной навсегда и
навечно. А творения Ахримана погибнут в то
время, когда наступит конечное воплощение, и это
тоже — безграничность.
Ормазд, благодаря всеведению, знал, что Ахриман
существует, и во все, что бы он ни задумал,
Ахриман ревностно и страстно будет вмешиваться
до конца. А так как Ормазд добивается конца
(противостояния) многими средствами, то он
сотворил духовные образы созданий, которые нужны
для этих средств. Три тысячи лет они оставались
духовными образами, которые были недумающими,
неподвижными и с неосязаемыми телами. Злой дух
из-за невежества не знал о существовании Ормазда,
а после того, как он поднялся из бездны, он
вошел в свет, который увидел. Из-за своей
разрушительной и ревностной природы он бросился
разрушать свет Ормазда, недоступный для демонов.
И он увидел, что храбрость и превосходство
Ормазда больше, чем его собственные, и опять
удрал во мрак и тьму. И он сотворил много дэвов
и демонов, и творения разрушителя поднялись для
устрашения. Ормазд, который увидел творения
Злого духа, ужасные. грязные и дурные, счел их
недостойными хвалы. Затем Злой дух увидел
творения Ормазда, и они показались ему
творениями очень одухотворенными,
любознательными и достойными хвалы, и он одобрил
творения и создания Ормазда. Тогда Ормазд со
знанием о том, каким будет конец вещей, пошел
навстречу Злому духу и предложил ему мир,
сказав: “О Злой дух! Помоги моим творениям и
похвали их, чтобы в награду за это ты стал
бессмертным, нестареющим, не испытывающим голода
и жажды”. Но Злой дух прорычал: “Я не пойду, не
помогу твоим творениям и не похвалю их, и я не
соглашусь с тобою относительно добрых дел. Я
уничтожу твои творения навсегда и навечно и
сделаю так, что все твои творения перестанут
дружить с тобою и подружатся со мною”. А
объяснение того, что Злой дух рассудил так, —
то, что Ормазд был в затруднении, поэтому он
предложил мир, а Ахриман его не принял и даже
вступил с Ормаздом в борьбу. И Ормазд сказал:
“Ты не всезнающий и не всемогущий, о Злой дух!
Поэтому ты не сможешь уничтожить меня и сделать
так, чтобы мои творения не вернулись ко мне”.
Затем, благодаря всеведению, Ормазд узнал: “Если
я не создам время соперничества, то он сможет
мои творения обмануть и подчинить себе, так как
и теперь, в период Смешения, есть много людей,
которые совершают больше грехов, чем праведных
дел”. И Ормазд сказал Злому духу: “Согласись
(„прими") со временем, чтобы наша борьба в
период Смешения продлилась девять тысяч лет”.
Потому что он знал, что с принятием этого
периода времени Злой дух будет обессилен. Тогда
Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил
такое соглашение, подобно тому, как два воюющих
друг с другом человека назначают время: “В
такой-то день сразимся”. Ормазд, благодаря
всеведению, знал, что в течение этих девяти
тысяч лет три тысячи лет все будет происходить
по воле Ормазда, три тысячи лет — в смешении
воли Ормазда и Ахримана, а в последние три
тысячи лет Злой дух будет обессилен, и они
прекратят противостояние из-за творений. Затем
Ормазд прочитал ахунавар yatha.ahu.vairiio...
один раз и произнес двадцать одно слово. И он
показал Злому духу свою победу в конце, бессилие
Злого духа и уничтожение дэвов, воскрешение,
конечное воплощение и будущее спокойствие
творений навсегда и навечно. Когда Злой дух
увидел свое бессилие и уничтожение дэвов, он
оторопел и опять свалился во мрак и тьму.
Как известно из Авесты, когда один раз из трех
молитва была прочитана, Злой дух скорчился от
страха, а когда она была прочитана два раза, он
упал на колени. Когда вся молитва была
прочитана, он оторопел и оказался бессилен
причинить зло творениям Ормазда. Ахриман
пребывал в растерянности три тысячи лет, а
Ормазд создал свои творения. Сначала он создал
Вахмана, с помощью которого возникали творения
Ормазда, а Злой дух сначала создал Ложь, а затем
Акомана. Первым из материальных творений Ормазд
сотворил небо, а из благого движения света —
Вахмана), с которым была добрая маздаяснийская
вера, и это потому, что ему было известно о том,
что к творениям придет воскрешение. Затем
появился Ардвахишт, затем Шахревар, затем
Спандармад, затем Хордад, затем Амордад. А из
темного мира (были) Ахриман, Акоман, Андар,
Савар, затем Накаед, затем Тарев, затем Зарев.
Из творений Ормазда в материальном мире первое —
небо, второе — вода, третье — земля, четвертое —
растения, пятое — скот, шестое — человек.
|
|