Предания
Монголии
О происхождении народов
Однажды несколько Тенгиров
провинились перед Хормусто ханом и за это были
сосланы на землю в страну Джагар (Бирма и Сиам).
Земных людей тогда еще не было. Тенгиры при
ссылке лишились многих своих преимуществ, но все
же были чистыми, беспорочными существами. Со
зверьми они жили в мире, понимали их язык и
никогда их не обижали. Питались Тенгиры плодами,
которые собирали ежедневно.
Но один из них
поленился собирать себе пищу каждый день и
сделал запас сразу на два дня. Это ему
понравилось, и он стал заготовлять плоды на
более долгий срок. Это заметили другие Тенгиры и
последовали его примеру. От этого произошло
неравенство — одни делали запасы на более долгий
срок, другие не находили такого количества
плодов; одни находили лучшую пищу, другие
похуже. Явилась зависть, потом начались ссоры, и
окончилось это враждой — произошло преступление.
Тенгиры уже не
жил и, как раньше —они узнали грех,
преступление, узнали стыд и различие между
мужчиной и женщиной. И стали Тенгиры
обыкновенными людьми.
Долго они
ссорились между собой, жили без веры и хана.
Видя, наконец, что продолжать так жить нельзя,
они выбрали себе царя. Это был МамбуТурба,
первый хан на земле. Но не все люди подчинились
этому выбору. Многие ушли на запад и образовали
там государство Пе-линов (европейцы), на юг ушли
Бэ-Бэ (негры) и на востоке образовался народ
Хара-Хитат (черные китайцы).
На месте
остались Джатары. За это самовольное разделение
Бурханы перепутали их язык. Из Хара-Хитат
образовались китайцы, чахары, солоны и
маньчжуры. От быка Пелина и женщины Бэ-Бэ,
пришедших в Монголию, произошли монголы. От
связи Бур-хана Очирвани (он был воплощен в
женщину) с БогдоТегэном произошли русские.
Самостоятельно
произошли тибетцы. Родоначальниками их были
горный дух Арьябало и обезьяна, которая была
воплощением Дарэхэ. У них было 100 детей,
которым скоро нечего стало есть. Тогда родители
отправились к Бурханам и просили их спасти
детей. Бурханы дали им горсть пшеницы, которую
тибетцы посеяли, и с тех пор они занимаются
хлебопашеством. Народ разросся, но долго еще
оставался без царя и без веры.
Однажды у
Джатарского хана родился сын, у которого нижние
веки были до того велики, что он мог смотреть
только вверх. Хан испугался такого чудовища и
велел его бросить в реку. Ребенок не утонул, а
был выловлен добрыми людьми, которые и воспитали
его.
Но как только
он научился ходить, он сбежал от них. Долго шел
он на северо-запад и наконец пришел в Тибет. Тут
его встретили 4 человека, которые стали его
расспрашивать, кто он и откуда пришел. Царевич
на это только показывал на небо. Тибетцы поняли,
что он пришел с неба, и решили сделать его своим
царем.
Посадив его к
себе на шею, они понесли его домой, и скоро он
всеми был признан ханом Тибета. Назвали его
Нати-Дзамба, что значит «садисьна шею».
У Нати-Дзамба
было 13 сыновей, которым он поровну разделил
свое царство, но потом эти княжества опять
соединились и образовали три провинции Тибета.
Но долго еще
народ пребывал в темноте. Только 26-ой хан
Тате-рин-Нандзан принял настоящее учение, но
ввести его в народе был не в состоянии. Это,
наконец, сделал 32-ой хан Срондзон Гамбо, и он
же построил Лхасу; 38-ой царь Дэсэрэн-Дэцэн
окончательно укрепил веру Бурхана Бакши. После
него до настоящего времени было еще 15—16 царей.
Со времени же Нати-Дзамба до наших дней прошло
больше 2000 лет.
Веру, закон и
возможность познать Бога людям дал Шагджи Туби,
он же Бурхан-Бакши (Будда), Шигимини (Сакья-Муни),
Дзун хава, Иисус Христос и Магомет. Каждому
народу он дал особый закон.
Монголам было дано 10 заповедей. Те, которые ни
разу их не нарушат, переродятся Гегэнами,
Хубилганами или ханами. Праведные люди, но
грешившие, будут в следующей своей жизни
обыкновенными людьми; еще более грешные, но все
же чистые — станут нищими или калеками. Из
грешников наиболее легкие попадут в ад, более
тяжкие будут Бериты, а самые отчаянные
возродятся животными, начиная от слонов и кончая
муравьями и вшами. Чем мельче животное, тем
наказание строже, так как душе
надо будет пройти через перерождение всех зверей
до самого крупного включительно, раньше чем
получит прощение.