Эпос
Скандинавии
Девять
миров
Славную работу исполнили Боги: из волос Имира
возникли деревья и травы, и зазеленела земля,
начали заселять ее звери и птицы, в воде
завелись рыбы, по сырым местам - змеи да
ящерицы. И вот однажды шли сыновья Бора - Один,
Вили и Ве - берегом моря и увидали два дерева:
могучий ясень и рядом гибкую иву.
- Слышите, братья, как шумят они на ветру? -
сказал задумчиво Один. - По-моему, этим двоим
скучно стоять здесь среди камней. Вот бы им еще
румянец жизни, дыхание да судьбу!
- Если бы они могли ходить и разговаривать, как
мы, - сказал Вили. - Поглядеть бы, что из этого
выйдет!
- Мы станем сильней, если нам начнут
поклоняться, - сказал Ве, первый жрец.
Поразмыслили Боги, а потом взяли деревья и
вырезали из них Людей. Один, старший из братьев,
дал им душу и жизнь, Вили - разум и движение, а
Ве наделил пригожим обликом, речью, слухом и
зрением. И дали мужчине имя Аск, то есть Ясень,
а женщине имя Эмбла, что значило Ива. Вместе с
именами Боги подарили Людям одежду - вот откуда
пошел обычай дарить что-нибудь, нарекая имя или
прозвание.
Тогда, говорят, юные Боги взяли веки Имира и
огородили ими середину Земли, потому что по
берегу океана и в неприступных горах позволено
было жить Великанам, и следовало Людей от них
защитить. Так был огорожен Срединный мир, Мир
Людей, и оттого зовется он Мидгард - "то, что
огорожено". А Великанов называли Турсами,
Хримтурсами или Иотунами, и поэтому их мир
зовется Иотунхейм, а иногда еще Утгард - "то,
что за оградой". Там чужая, враждебная Людям
земля, никогда не знавшая семени и сохи. Там
бродят людоеды-Тролли и страшные, покрытые инеем
Великаны - кто в шкуре волка, кто в чешуе змея,
кто в оперении орла...
Себе Боги отвели место на небе и назвали свой
мир Асгард - Крепость Асов, потому что Асами
звалось племя первых Богов. Другие Боги, племени
Ванов, стали жить в мире Ванахейм.
Карлики-дверги, обитатели подземелий, взяли себе
Нифльхейм - им с их огнедышащими кузнечными
горнами никакой мороз нипочем. Карлики неплохо
обжились в Мглистом Краю, начали рыть подземные
ходы в Мидгард и появляются, говорят, порою даже
в Асгарде.
Когда родились существа, прозванные светлыми и
темными Альвами, те и другие тоже получили свои
миры. А когда в жизнь вошло зло и начали умирать
Люди и Боги - появился Мир мертвых, угрюмый мир
Хель... Но об этом потом, а вначале все жили в
покое и тишине, и Асы веселились на зеленом
лугу, играя золотыми фигурками на доске.
Говорят, все вещи и утварь в ту пору у них были
из золота, и оттого этот век иногда зовут
Золотым.
В те времена Солнце, слепленное Асами из искр
Муспелля, стояло неподвижно на небе, и с ним
стояла Луна. Но потом родилась дочь у одного
великана - сумрачная и темноволосая, и он назвал
ее Ночь. А вот ее сын удался веселым и
светлолицым, потому что муж Ночи был из Богов.
Один дал матери и сыну двух коней и две
колесницы и послал в небо, чтобы каждые сутки
объезжали они всю землю.
До сих пор несется по небу Ночь и правит конем
по кличке Инеистая Грива, и каждое утро орошает
землю пена, стекающая с его удил... А конь Дня
зовется Ясная Грива, и грива его озаряет землю и
воздух. Люди же нарекли времена суток именами
матери и сына, и с тех пор ведется обычай
считать время в ночах, ведь Ночь старше Дня, она
ему мать.
А еще у одного человека было двое детей,
прекрасных и светлых лицами, и он звал дочь
Солнцем, а сына Месяцем. Они тоже были взяты
Богами на небо, и девушка правит конями,
впряженными в солнечную колесницу. Коней зовут
Арвак и Альсвинн - Ранний и Быстрый, и под
дугами у них висят кузнечные мехи, которые
раздувают Солнце и дают прохладу коням. А братец
Месяц везет на колеснице Луну, и говорят, что
ему послушны все звезды.
И все было бы хорошо - но родились в Железном
Лесу, в Иотунхейме, два чудовищных волка - Обман
и Ненавистник, и погнались за светлыми
колесницами, надеясь проглотить Солнце и Месяц.
Век за веком длится погоня и кончится только
тогда, когда всему миру придет пора гибнуть в
огне и вновь возрождаться... Но об этом потом.
Чудесное дерево.
Все, что делается смертными, живущими на земле,
в начале времен уже было сделано кем-нибудь из
Богов. Боги возвели самую первую стену, сшили
самую первую одежду и вылепили самый первый
горшок. Боги принесли самую первую жертву и
составили самый первый закон. Вот почему так
трудно обрести что-нибудь новое: сложить песню,
построить корабль, открыть в море неизвестные
острова. Потребны для этого великий ум и немалая
смелость: как знать, добрый или злой дух послал
открывателю вдохновение? И чего ждать от перемен
- добра или худа?..
Оттого всякое новое дело, будь то сев или битва,
лучше начать мудрому, знающему человеку. Оттого
так держатся люди старых заветов - сквозь
поколения и поколения несут они знания и законы,
подаренные Людям Богами на самой заре времен,
когда не было вражды и раздора. Вот почему
ругают старые молодых - не так, мол, живете!
...Говорят, в древности люди строили свои дома у
подножий могучих деревьев, чтобы крепкие стволы
служили опорой. Они хотели устроить свои жилища
подобно Вселенной: ведь посередине ее Боги
вырастили дерево, чтобы оно пронизало собой все
девять миров и связало их воедино. Это дерево -
ясень, и говорят, что нет равных ему по мощи и
красоте. Проросло оно из нижних миров, ствол
поддерживает Мидгард людей, а крона - выше
небес, и если нужно кому путешествовать между
мирами, нет лучшей дороги.
Три корня у дерева, и далеко расходятся эти
корни. Один - у Асов на небесах, другой - у
инеистых Великанов, там, где прежде была бездна
Гинунгагап. А третий корень тянется к Темному
Миру Нифльхейм, и все еще бурлит под ним поток
Кипящий Котел. В ядовитом источнике поселился
злобный дракон Нидх"гг, он грызет корень ясеня,
надеясь погубить Людей и Богов... Под тем
корнем, что в Иотунхейме, тоже бьет ключ, и
всякий, кому доведется испить из него, обретает
знание и мудрость. Ведь род исполинов -
древнейший. Но самый священный источник бурлит
под тем корнем, что оказался на небе. Такова,
говорят, его священная сила, что все попавшее в
его воду становится белым, как пленка, лежащая
под скорлупою яйца. Вот почему все белое
называют прекрасным, вот почему светловолосые
люди красивее темноволосых.А
еще живут в том источнике прекрасные белые птицы
- два лебедя. От них пошел весь лебединый род,
ибо таково уж свойство Мирового Древа: хоть и
зовут его ясенем, но расцветают на нем все
цветы, какие только можно найти на земле, зреют
все плоды и все семена, а в ветвях живут все
звери и птицы, там их дом, оттуда сходят они
наземь, чтобы родиться. Листья ясеня служат им
пищей - оленям, козам, коровам и даже волкам,
ибо Асгард слишком священен, чтобы там могла
быть пролита кровь.
Возле чудесного родника Боги судят свой суд.
Говорят, там стоит прекрасный чертог, и из него
навстречу Богам выходят три девы: Урд, Верданди
и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее - вот что
значат их имена. Их называют Норнами,
провидицами судьбы. Им ведомо все, что
произойдет с Людьми и с Богами. Рождается
человек, и тотчас являются к нему Норны - судить
судьбу. Урд, Верданди и Скульд - главные Норны,
но есть еще много других, добрых и злых.
Неравные дают они людям судьбы: у одних вся
жизнь в довольстве и почете, у других, сколько
ни бейся, ни доли, ни воли, у одних жизнь
длинная, у других - короткая. Людям кажется, все
дело в том, что за Норны стояли у колыбели: если
они добры и из хорошего рода, наделят
новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку
выпали на долю несчастья, так судили злые Норны.
Бывает и так, что родители малыша забудут
позвать какую-нибудь из Норн или обидят ее на
пиру, и в отместку она нагадает такое, что
трудно поправить даже Богам.
Но достойно прожить доставшуюся жизнь, будь она
счастливой или бессчастной - дело самого
человека, тут никто ему не помощник.
Норны черпают из священного источника воду и
поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли
его ветви и гниль не завелась на стволе, чтобы
крепко стояли девять миров...
|